несколько вопросов решилось. Как решалась проблема двух цветов, например. Или как делали краску. Проувлажнение бумаги перед печатью. тоже интересно
Типографию строили 10 лет. Приступила она к работе только в 1563 г., где 19 апреля государевы печатники начали набирать первую книгу. Сначала это было каменное здание в два этажа с погребами. Окна в нем были слюдяные, а кровли деревянные. Огорожен был Печатный двор деревянным частоколом. На улицу выходили большие деревянные ворота.
Анонимная типография
Однако, что же происходило в течение долгих лет обустройства места для печатания "книг справных"? Ведь по открытии заведения нужно было не медля приступить к работе. Вероятно, многие книжники хотели попасть в царские мастера, да не было случая применить свои познания. В Москве появились печатные книги без указания имени мастера и даты выпуска, впоследствии названные безвыходными. С 1553 г. по 1562 г. было выпущено, по крайней мере, 7 таких изданий, которые сохранились до наших дней. Опираясь на текст первопечатного Апостола, летописи и заметки на полях безвыходных изданий, исследователи сделали заключение, что все они по языку, орфографии, оформлению и расположению шрифта имеют московское происхождение. Значит, существовала некая тайная типография, где оттачивалось русское типографское искусство в ожидании открытия Московского Печатного двора. Где она находилась, и кто из известных печатников мог там работать, до сих пор остается загадкой. Могла она быть и в Кремле, и в Александровской слободе – резиденции царя, и в Сергиевой лавре. За типографией закрепилось название «Анонимной».
Вот ее издания:
Четвероевангелие узкошрифтное (1553-1554),
Триодь Постная (1555-1556),
Триодь Цветная (1556-1557),
Четвероевангелие среднешрифтное (1558-1559),
Псалтырь среднешрифтная (1559-1560),
Четвероевангелие широкошрифтное (1563-1564),
Псалтырь широкошрифтная (1564-1565).
Первые безвыходные издания имели церковно-литературное назначение, поэтому велики по размеру и напечатаны крупным шрифтом. Печатались книги в две краски, черной и киноварью, которые одновременно наносились на печатную форму. Оттиски получали за один прием. Заставки и буквицы гравировались на дереве.
С одной стороны, они были пробными перед выходом первой федоровской точно датированной книги. В послесловии к первопечатному "Апостолу" сказано, что в 1553 г. начали изыскивать, то есть изучать, книжное мастерство. С другой стороны, это была частная инициатива неизвестных мастеров. Тем не менее, безвыходные издания подготовили появление "Апостола", выпущенного Иваном Федоровым на Московском Печатном дворе.
Первые книги Московского печатного двора
Первопечатный Апостол | С "Деяний и Посланий Апостолов " (или "Апостола"), увидевших свет 1 марта 1564 г., началась вполне достоверная книгоиздательская деятельность русского государства. Целый год ушел на подготовку и печать шедевра русского полиграфического искусства. Нужно было отлить шрифты, подготовить оборудование, выбрать образцы украшений и тексты. Получился фолиант объемом 267 больших листов. Да и напечатан он был в количестве около 2000 экземпляров. Оттиски Апостола сделаны на плотной голландской бумаге. Тексты набраны полууставом московских рукописных традиций с фигурными вензелевыми заставками. Все оглавления и заглавные буквы напечатаны киноварью. Украшения гравированы на дереве. В начале книги приложен эстамп, представляющий евангелиста Луку. |
Все свое умение и душу вложили в него первопечатники. Они не просто выполняли техническую работу, а были одновременно и авторами, и художниками, и справщиками (о конкретном распределении обязанностей между ними практически ничего не известно). Все в их издании было тщательно продумано и исполнено: шрифты, буквицы, орнамент и заставки, миниатюры, бумага и краска, подбор статей. Здесь проявился опыт славянского книгопечатания в Белой Руси, Венеции, Моравии, Сербии, Черногории и Германии. Федоров и Мстиславец стремились создать как бы эталон книгопечатания. В действительности, многие последующие издания взяли первопечатный Апостол за образец. Об этом говорит хотя бы тот факт, что до 1612 г. использовался только один изобретенный мастерами шрифт, отлитый в двух размерах, основанный на московском полууставном письме середины XVI в.
Страница Часовника | Второй книгой Печатного двора стал вышедший через год после Апостола Часовник (1565 г.), выпущенный двумя изданиями. Это и молитвенник, и книга для обучения грамоте. Назначением обусловлен и формат издания – в восьмую долю листа. Страницы украшены изящными заставками из очертаний листьев и цветков. Шрифт тот же, что и в Апостоле, но организация текста проще. Также как и зарубежные издания, все русские безвыходные и федоровские книги не имеют заглавных листов. |
Полиграфическая техника
О печатном стане для первых книг не сохранилось сколько-нибудь подробных источников, известно лишь, что он был сделан по итальянским образцам. Надо сказать, что вся типографская терминология, продержавшаяся до середины XIX в., была целиком заимствована у итальянцев.
Вот, например:
тередорщик (печатник) – tiratore;
батырщик (набойщик или накладчик краски на литеры) – battitore;
пиан, или пьям (верхняя доска печатного станка) – piano;
марзан (брусок, вкладываемый в печатную форму там, где должны оставаться поля в книге) – margine;
пунсон (стальной брусок с выгравированной на торце буквой для пробивки матриц) – punzone;
маца (кожаный мешочек, набитый шерстью или конским волосом, с рукоятью для набивки краски на литеры) – mazza;
тимпан (четырехугольная рама при станке, которую обтягивали пергаменом и накладывали на нее печатный лист) – timpano;
штанба (книгопечатное заведение) – stampa.
Среди типографских терминов того времени встречается только одно немецкое слово – друкарня (типография). Оно было занесено на Русь из юго-западных полиграфических мастерских.
Эти же термины использовались во всех европейских типографиях.
Единственным источником сведений о станке Федорова является, пожалуй, только опись его типографского имущества, сделанная вскоре после смерти печатника во Львове. Там нашлось такое описание: "типографский станок со всеми принадлежностями из дерева, …большой литой медный винт с гайкой и пластиной, которой прижимают литеры, и рама, в которую помещают литеры". Можно заключить, что размер его был сравнительно небольшой, поскольку указанный вес всех медных деталей в сумме составляет примерно 104 кг. |
Самая ранняя сохранившаяся документация Московского печатного двора относится к первой половине XVII в. Важнейшими свидетельствами используемой полиграфической техники первой русской типографии являются сами федоровские издания. Учитывая с большой долей вероятности тот факт, что оборудование и приемы не менялись, по крайней мере, в течение 100 лет после смерти великого мастера, ученые смогли реконструировать шрифты, очертания форм для иллюстраций, приемы набора, верстки и печати, а также технику переплета русских первопечатных книг.
Прием набора | Итак, количество шрифтов, находящихся в распоряжении Анонимной типографии равнялось 5. В самом первом из них, для набора узкошрифтного Четвероевангелия 1553 г., литеры отливались вместе с надстрочными знаками. Этот прием заимствован из Западной Европы. Начиная со следующего издания – Триоди постной 1555 г. - буквы и надстрочные знаки уже отливали отдельно (историки считают это косвенным свидетельством появления в Анонимной типографии Ивана Федорова). Сам же Москвитин в своей работе применял 6 шрифтов. Все московские, заблудовские и львовские издания набраны московской гарнитурой, имитирующей полууставное письмо XVI в. Сначала этот шрифт имел только два размера. Позже, в Остроге, Федоров отлил еще два увеличенных его размера и греческий шрифт в двух кеглях. |
Все рисунки для шрифтов и пуансоны изготовил сам мастер. В XVII в. гравировка пуансонов была уже обязанностью граверов-резцов. Дело это было очень трудоемкое – для подготовки пуансонов всего шрифта требовалось несколько месяцев. На печатном дворе строго следили за тем, чтобы рука у резца была твердой.
Ударом молотка вдавливая торец пуансона с буквой в медный брусок, получали матрицы для отливки литер. Только опытный мастер мог рассчитать силу удара, чтобы углубление было везде одинаковым.
В XVI-XVII в.в. секрет типографского сплава русским печатникам был еще не известен, поэтому шрифты отливали из олова. Знаки шрифта хранили в кассах, однако устройство их было не слишком удобным, что сильно замедляло скорость набора.
Для получения книжных иллюстраций и орнаментов гравировали деревянные доски, чаще всего из грушевого дерева. Пилить его на доски нужно было обязательно вдоль ствола. Рисунок для резьбы составляли знаменщики (художники, расписывающие красками и золотом парадные издания). Вырезание зеркального изображения на доске называлось "обронной " резьбой.Изготовить доску для одной гравюры удавалось лишь за 2-3 месяца.
На первых порах при печатном стане работали два человека – батырщик и тередорщик. Совершенно очевидно, что в процессе создания первых московских изданий Федоров и Мстиславец делили эти должности между собой.
Черную краску для набивки варили в самой типографии из сажи, дорогую же киноварь покупали. Самым сложным процессом как раз и была двухцветная печать. В анонимных изданиях применялась московская техника печати за один проход. При этом всю форму покрывали черной краской, а с литер, предназначенных для красных отпечатков, ее аккуратно стирали, и кисточкой наносили киноварь. Позже перешли к двухпроходной печати сначала с двух разных форм, а затем с одной. Все федоровские издания напечатаны последним способом.
Перед печатью бумагу увлажняли на мокрой ткани, помогая ей лучше воспринимать краску.
Готовые оттиски собирали в тетради и каждую выколачивали деревянным молотком, не допуская увеличения толщины у корешка. Все собранные вместе тетради выравнивали в тисках, после чего обрезали. В парадных изданиях (для подношение царю или патриарху) обрез золотили или окрашивали краской. Для сшивания чаще всего использовали конопляные нитки в несколько сложений. Переплетными крышками служили доски, обтянутые тканью или кожей. Как правило, в ход шли кожи телячьи или овечьи, реже конские и козьи.
Кожаный переплет нередко украшали тиснением с помощью специального штампа.
Завершалось книжное творение прикреплением к переплету застежек и угловых накладок. Именно эти застежки и помогали продлить жизнь произведениям полиграфического искусства.
За исключением поворота винта станка для прижатия печатного листа к форме все операции делались вручную. А ведь была еще редакторская, корректорская, литературная и художественная работа! Какой же титанический труд вкладывали первопечатники в свое произведение! Изо дня в день в течение года самоотверженно продвигались они к воплощению своего дерзновенного замысла. Помогали им в этом не только талант, но и высокая сила духа
Немає коментарів:
Дописати коментар