вівторок, 3 лютого 2009 р.

Книжка на почитать

Был сегодня в Музее книги и книгопечатания. Он был закрыт, н оу директора на столе заметил, записку о книжке. 
Кульженко Василь, Минула та сучасна технiка друкарства. 1924 год части 1-3
Гутенберг, И. Федоров, изготовление матриц, составление набора...

Спросил - сказали, что в Национальной Библиотеке есть. Может ее еще и переиздавали. Буду искать в интернете. И искать время на библиотеку.  

А заодно нашел еще одну интересную книжку в про историю книгопечатания на Украине. Хороший труд. 

Разборка макета

Не дает мне покоя разборка макета. Надо узнать цены на труд и на олово на Руси. Если делалось несколько страниц, печаталось , А потом разбиралось, то исключался второй тираж этой книги - а значит надо было все страницы набирать заново. Если олово было не сильно дорогим, то можно было просто откладывать его и потом допечатывать тираж. А не тратить еще год на надор 1200 страниц. Или я что-то не понимаю... Хотя 3 миллиона букв на одну книгу... по грамму на букву - это три тонны металла на Острожскую Библию. 
И еще. Вероятнее всего у Федорова были формы, в которых можно было отливать не по одной литере, а группами. 

Еще один простой технологический вопрос. Форму для литья надо было греть вероятнее всего. При конткате с холодной медью или латунью, олово (из-за высокой теплопроводности обоих металов) должно было мгновенно схватываться и не обеспечивать плотную заливку формы. 
И еще непростой технологический вопрос - олово паяется с мелью. А это значит, что если в форме есть царапины в оксидной пленке, то могут быть проблемы с извлечением. 
И судя по рисункам в предыдущем посту у Федорова (а тем более Гутенберга) должны были быть очень точные формы для литья. Неужели в 16 веке были такие хорошие технологии металлообработки? Что-то я не догоняю этого...

понеділок, 2 лютого 2009 р.

Церковнославянский

Язык для печати сложный. Только что внимательно смотрел на шрифт. Кроме того, что есть буквы высокие (ну, например, старое У), так еще и есть букры с длинными ножками (как р), есть еще ударения и тильды ражные, но самое интересное, что встречаются межстрочные пересечения, когда в вехней строчке длинная ножка, в нижней строчке высокая буква, и между ними тильда. Вечером отсканю и пришлю. А сокращения, когда из слов выкидываются несколько букв, а над словом вместо тильды ставиться маленькое изображение буквы. Такая буква расоположена над несколькими буквами - с учетом того, что буквы бывают разной ширины, это не есть просто в исполнении. В этом плане Федорову было потруднее, чем Гутенбергу. И значительно. Элементов значительно больше, и при сборе страниц надо иметь разные тильды разной ширины. + как решалась проблема с межстрочными пересечениями? Во дной из картиинок со старославянским ниже даже видны буквы с негоризонатльными и вертикальными сечениями. Надо думать...
Вот еще несколько примеров:

На левых фотографиях надстрочные знаки заходят за нижнюю границу строки, лежащей выше. Также и с выносными элементами букв верхних строк, которые пересекают верхнюю границу нижних. Этот прием называется эффектом "перекрещивающихся строк". В старопечатных ихданиях таким образом имитировали рукописные книги. Таким же приемом пользовался Иван Федоров, что косвенно свидетельствует о его работе в Анонимной типографии.

Хотя я не думаю, что федров делал непрямые края букв (технологически это сложно) проще отлить две буквы в одной форме (это я про Х и д, которые друг над другом и в разных строчках) 

Вечером отсканю еще несколько фрагментов и выложу. То, что я вижу, это то,ч то в книгах 18 и 19го века делается большой межстрочный промежуток, чтобы можно было спокойно разместить разные комбинации букв. И еще, насколько я понял, есть несколько разных пробелов, таким образом, при верстке можно просто разносить сложные сочетания.

Записываем меня в тормоза!

Только сейчас понял! Макеты страниц ложились на стол пресса, на них укладывалась бумага, и сверху она придавливалась прессом! Я все это время думал, что макеты страниц крепятся на прессе. Тогда все становится технологически намного проще. 
Однозначно печать односторонняя!!!!!
И если лоток внизу, то пресс можно не подымать высоко - на несколько милиметров - при большом шаге резьбы - это четерть оборота всего. А лоток 100% подвижный. 
Т.е. мы мажем макеты краской, кладем сверху лист бумаги, задвигаем под пресс прижимаем и достаем обратно. При сноровке - можно одну страницу сделать за 30 секунд.
Клю-ге-ле! - Гениально! (с) фильм "За двумя зайцами"

Вероятнее всего предметы, что на полу около пресса - это губки для нанесения краски (хотя может и валик придумали к тому времени), или просто для разглажки бумаги поверх макетов. 
И при такой технологии Федорову, да и Гутенбергу не надо было делать сигнатуру. Она вероятнее всего нужна была уже при развитии технологии в современной истории. 

Интересно, ельки-пальки

Идем по стопам Гутенберга :) да еще и ограничения - инженерные задачи, не пользуясь тем багажем знаний, который есть

Первые пробы

Уже нашел нескольких людей, которые могут помочь с изготовлением форм. Первое слово будет мама - всего две буквы, да еще разной ширины, + пара знаков препинания. высоту шрифта сделаю 1 см, ширину 3, 5 и 7 мм. 

Сигнатура и другое

Думаю, что у Федорова сигнатуры (смотрите изображение буквы в посте) не было. Из школьного курса помниться, что у свинца и олова (как и у всех мягких металлов) высокие межмолеклярные связи и при выском качечестве отлива - ровные подогнанные поверхности - буквы не должны смещаться (они должны "липнуть" друг к другу). т.е. Если мы возьмем ровный лоток и будем складывать туда буквы пордой вниз, то при обжатии страницы с боков - допустим некоей рамкой - они будут очень плотно прижаты друг к другу и не смещатся. А технология подготвки формы для отлива и сам отлив становится технологически проще. Так же просто становится создание матрицы. Если делать пуансон в габаритах литеры, то можно легко использовать форму для отлива для изготовления матрицы.   Едиснтвенное, чем может быть полезен отлив - это когда буква лежит мордой вниз, четко можно идентифицировать где низ у буквы, а где верх.
АПДЕЙТ: фигня - если делать это то и все пробелы тоже лягут мордой вниз и закрасят фон. Наод ложить мордой вверх, но тогда литеры должны быть строго одинаковой высоты. добиться этого несложно - просто срезать над формой для отливки излишки олова острым ножом. А технология ковки стали и изготовления ножей и клинков была. 

Старослвянский шрифт


Исходя из рисунка, каждой буквы должно быть несколько вариантов. Эти варианты зависят от наличия сверху тильд и симоволов, а так же "хвостиков" у букв сверху и снизу. Это уже осложняет дело. 

Оставшиеся вопросы + новые

- как спозиционировать пуансон при изготовлении литеры?
- какие были технологии гравировки в Европе в 15 веке или в России в 16м?
- Какие технологии обработки металлов были в России в 15 веке? Как можно точно выточить или отлить приспсобу для отливки литер? как в те времена могли изготовить гладкую поверхность? Если не могли, то были ли зазоры между литерами при наборе строчки?
- пуансоны отливали (из стали?), выковывали, или вырезали?
- как делали Г-образные элементы, отливали? Резали?

Решенные вопросы

- разбрали ли после тиража страницу, или хранили ее до следущего тиража?
да, разбирали

- пресс Гутенберга был из дерева или металла?
из дерева с медными элементами

- сколько прессов использовалось в одной типографии, ну например в Остроге при печати Библии?
вероятнее всего один

- сколько страниц печатались сразу? по одной, или по две? 
по 4 на одном листе


- были ли в первых шрифтах литеры разной толщины ( сравнить i и ш) - у меня етсь книжка 18 го века, надо будет посмотреть, и посмотреть на изображениях Острожской Библии

были разной толщины

- как фиксируются буквы в строчке, как строчки объединяются между собой?
они просто лежат в лотке


- наверняка пресс давит на какую-то форму, в которую набираются буквы, что это за форма и как она могла выглядеть у Гутенберга или Федорова

Пресс давит на бумагу, которая лежит на набранной странице

- зачем в литере сигнатура? была ли она у Федорова?

вероятно сигнатуры не было, она появилсь позже для каких-то технологических нужд


- а что с двухсторонней печатью? отпечатывались по очереди или в один заход две стороны? если печатали по две стороны и две страницы, то для Острожской Библии надо было отпечатать 1300 /2 = 750 листов, а для двух сторон - 375 листов

печать была односторонняя, но печатались сразу два или 4 листа

- а сколько времени занимала печать одного листа? вставить набор, промазать его краской, надавить прессом - получается минут пять на первую копию и по две-три минуты на кадую следующуую. Тираж из 1000 (тираж Острожской Библии) листов будет занимать 1000 листов х 5 минут = 5000 минут = 83 часа при 10 часовом рабочем дне - это две недели. С учетом того, что таких тиражей надо было сделать 375, а Федоров управился в год, то был не один прес, или я что-то путаю. 

уходило от 30 секунд до 1 минуты на печать большого листа с изображением 2 или 4 страниц


- как осуществлялаь одно оли двухпроходная двухцветная печать?

прокладыванием вощеной бумаги. тоже гениальное изобретение!


- сколько оттисков можно сделать с буквы из олова и из типографского сплава? 

несколько тысяч. Это позволяло печатать тираж Острожской библии всего сотней комплектов букв на 4 страницы. 

Все-таки страницы разбирали

А значит, их не надо было отливать очень много. Но!!!!! Второй тираж был связан с набором всего текста заново. Итого видим алгоритм - один станок - один лист (вероятнее всего на одном листе 4 страницы печатали) - 1000 экземпляров - разборка страниц - гоу то бегин.

Затем следует так называемая „Библия в 42 строки" (В42) - громадная работа, произведенная Гутенбергом при помощи денег Фуста. Она вышла, вероятно, около 1455 года и является плодом невероятной энергии великого изобретателя, составляя два громадных тома (в лист, in-folio), из которых в первом 648 и во втором 638, всего 1.286 страниц, с приблизительно 3.400.000 печатных знаков. Эта Библия набрана литерами, заново отлитыми и более мелкими, чем в Донатах, именно около 18 пунктов. Конечно, столько литер Гутенбергу отливать не пришлось, ибо, во-первых, многие из них - лигатуры, а, во-вторых, после отпечатания двух-трех листов литеры опять разбирались по отдельным ящикам деревянной кассы и могли служить вновь; но вырезка пунсонов для этих литер, отбивка матриц и отливка в эти матрицы по нескольку сотен одинаковых литер, приготовление шпаций (кусочков металла, заполняющих промежутки между словами), а главное набор, печататание 1.286 страниц, вероятно, одновременно по две страницы, и разбор набранного текста, отняли не один год работы; если мы оценим всю колоссальную массу затраченного времени и денег, то поймем озлобление Фуста, желавшего получить поскорее проценты на свой капитал, тогда как гениальный изобретатель стремился к созданию шедевра книгопечатания.
http://works.tarefer.ru/32/100209/index.html

Вот нарыл немного информации по типографии московской Ивана Федорова

несколько вопросов решилось. Как решалась проблема двух цветов, например. Или как делали краску. Проувлажнение бумаги перед печатью. тоже интересно


Типографию строили 10 лет. Приступила она к работе только в 1563 г., где 19 апреля государевы печатники начали набирать первую книгу. Сначала это было каменное здание в два этажа с погребами. Окна в нем были слюдяные, а кровли деревянные. Огорожен был Печатный двор деревянным частоколом. На улицу выходили большие деревянные ворота.

Анонимная типография
Однако, что же происходило в течение долгих лет обустройства места для печатания "книг справных"? Ведь по открытии заведения нужно было не медля приступить к работе. Вероятно, многие книжники хотели попасть в царские мастера, да не было случая применить свои познания. В Москве появились печатные книги без указания имени мастера и даты выпуска, впоследствии названные безвыходными. С 1553 г. по 1562 г. было выпущено, по крайней мере, 7 таких изданий, которые сохранились до наших дней. Опираясь на текст первопечатного Апостола, летописи и заметки на полях безвыходных изданий, исследователи сделали заключение, что все они по языку, орфографии, оформлению и расположению шрифта имеют московское происхождение. Значит, существовала некая тайная типография, где оттачивалось русское типографское искусство в ожидании открытия Московского Печатного двора. Где она находилась, и кто из известных печатников мог там работать, до сих пор остается загадкой. Могла она быть и в Кремле, и в Александровской слободе – резиденции царя, и в Сергиевой лавре. За типографией закрепилось название «Анонимной».

Вот ее издания:

Четвероевангелие узкошрифтное (1553-1554),
Триодь Постная (1555-1556),
Триодь Цветная (1556-1557),
Четвероевангелие среднешрифтное (1558-1559),
Псалтырь среднешрифтная (1559-1560),
Четвероевангелие широкошрифтное (1563-1564),
Псалтырь широкошрифтная (1564-1565).

Первые безвыходные издания имели церковно-литературное назначение, поэтому велики по размеру и напечатаны крупным шрифтом. Печатались книги в две краски, черной и киноварью, которые одновременно наносились на печатную форму. Оттиски получали за один прием. Заставки и буквицы гравировались на дереве.

С одной стороны, они были пробными перед выходом первой федоровской точно датированной книги. В послесловии к первопечатному "Апостолу" сказано, что в 1553 г. начали изыскивать, то есть изучать, книжное мастерство. С другой стороны, это была частная инициатива неизвестных мастеров. Тем не менее, безвыходные издания подготовили появление "Апостола", выпущенного Иваном Федоровым на Московском Печатном дворе.

Первые книги Московского печатного двора

Apostol_1564

Первопечатный Апостол
Ивана Федорова 1564 г.*

С "Деяний и Посланий Апостолов " (или "Апостола"), увидевших свет 1 марта 1564 г., началась вполне достоверная книгоиздательская деятельность русского государства.

Целый год ушел на подготовку и печать шедевра русского полиграфического искусства. Нужно было отлить шрифты, подготовить оборудование, выбрать образцы украшений и тексты. Получился фолиант объемом 267 больших листов. Да и напечатан он был в количестве около 2000 экземпляров.

Оттиски Апостола сделаны на плотной голландской бумаге. Тексты набраны полууставом московских рукописных традиций с фигурными вензелевыми заставками. Все оглавления и заглавные буквы напечатаны киноварью. Украшения гравированы на дереве. В начале книги приложен эстамп, представляющий евангелиста Луку.

Все свое умение и душу вложили в него первопечатники. Они не просто выполняли техническую работу, а были одновременно и авторами, и художниками, и справщиками (о конкретном распределении обязанностей между ними практически ничего не известно). Все в их издании было тщательно продумано и исполнено: шрифты, буквицы, орнамент и заставки, миниатюры, бумага и краска, подбор статей. Здесь проявился опыт славянского книгопечатания в Белой Руси, Венеции, Моравии, Сербии, Черногории и Германии. Федоров и Мстиславец стремились создать как бы эталон книгопечатания. В действительности, многие последующие издания взяли первопечатный Апостол за образец. Об этом говорит хотя бы тот факт, что до 1612 г. использовался только один изобретенный мастерами шрифт, отлитый в двух размерах, основанный на московском полууставном письме середины XVI в.

Chasovnik_1565

Страница Часовника 
Ивана Федорова*

Второй книгой Печатного двора стал вышедший через год после Апостола Часовник (1565 г.), выпущенный двумя изданиями. Это и молитвенник, и книга для обучения грамоте. Назначением обусловлен и формат издания – в восьмую долю листа. Страницы украшены изящными заставками из очертаний листьев и цветков. Шрифт тот же, что и в Апостоле, но организация текста проще.

Также как и зарубежные издания, все русские безвыходные и федоровские книги не имеют заглавных листов.

Полиграфическая техника
О печатном стане для первых книг не сохранилось сколько-нибудь подробных источников, известно лишь, что он был сделан по итальянским образцам. Надо сказать, что вся типографская терминология, продержавшаяся до середины XIX в., была целиком заимствована у итальянцев.

Вот, например:

тередорщик (печатник) – tiratore;
батырщик (набойщик или накладчик краски на литеры) – battitore;
пиан, или пьям (верхняя доска печатного станка) – piano;
марзан (брусок, вкладываемый в печатную форму там, где должны оставаться поля в книге) – margine; 
пунсон (стальной брусок с выгравированной на торце буквой для пробивки матриц) – punzone;
маца (кожаный мешочек, набитый шерстью или конским волосом, с рукоятью для набивки краски на литеры) – mazza;
тимпан (четырехугольная рама при станке, которую обтягивали пергаменом и накладывали на нее печатный лист) – timpano;
штанба (книгопечатное заведение) – stampa.

Среди типографских терминов того времени встречается только одно немецкое слово – друкарня (типография). Оно было занесено на Русь из юго-западных полиграфических мастерских.
Эти же термины использовались во всех европейских типографиях.

Stan
Печатный станок
XVII в.*

Единственным источником сведений о станке Федорова является, пожалуй, только опись его типографского имущества, сделанная вскоре после смерти печатника во Львове. Там нашлось такое описание: "типографский станок со всеми принадлежностями из дерева, …большой литой медный винт с гайкой и пластиной, которой прижимают литеры, и рама, в которую помещают литеры". Можно заключить, что размер его был сравнительно небольшой, поскольку указанный вес всех медных деталей в сумме составляет примерно 104 кг.

Самая ранняя сохранившаяся документация Московского печатного двора относится к первой половине XVII в. Важнейшими свидетельствами используемой полиграфической техники первой русской типографии являются сами федоровские издания. Учитывая с большой долей вероятности тот факт, что оборудование и приемы не менялись, по крайней мере, в течение 100 лет после смерти великого мастера, ученые смогли реконструировать шрифты, очертания форм для иллюстраций, приемы набора, верстки и печати, а также технику переплета русских первопечатных книг.

Nabor

Прием набора
первопечатных книг

Итак, количество шрифтов, находящихся в распоряжении Анонимной типографии равнялось 5. В самом первом из них, для набора узкошрифтного Четвероевангелия 1553 г., литеры отливались вместе с надстрочными знаками. Этот прием заимствован из Западной Европы. Начиная со следующего издания – Триоди постной 1555 г. - буквы и надстрочные знаки уже отливали отдельно (историки считают это косвенным свидетельством появления в Анонимной типографии Ивана Федорова).

Сам же Москвитин в своей работе применял 6 шрифтов. Все московские, заблудовские и львовские издания набраны московской гарнитурой, имитирующей полууставное письмо XVI в. Сначала этот шрифт имел только два размера. Позже, в Остроге, Федоров отлил еще два увеличенных его размера и греческий шрифт в двух кеглях.

Все рисунки для шрифтов и пуансоны изготовил сам мастер. В XVII в. гравировка пуансонов была уже обязанностью граверов-резцов. Дело это было очень трудоемкое – для подготовки пуансонов всего шрифта требовалось несколько месяцев. На печатном дворе строго следили за тем, чтобы рука у резца была твердой.

Ударом молотка вдавливая торец пуансона с буквой в медный брусок, получали матрицы для отливки литер. Только опытный мастер мог рассчитать силу удара, чтобы углубление было везде одинаковым.

В XVI-XVII в.в. секрет типографского сплава русским печатникам был еще не известен, поэтому шрифты отливали из олова. Знаки шрифта хранили в кассах, однако устройство их было не слишком удобным, что сильно замедляло скорость набора.

Для получения книжных иллюстраций и орнаментов гравировали деревянные доски, чаще всего из грушевого дерева. Пилить его на доски нужно было обязательно вдоль ствола. Рисунок для резьбы составляли знаменщики (художники, расписывающие красками и золотом парадные издания). Вырезание зеркального изображения на доске называлось "обронной " резьбой.Изготовить доску для одной гравюры удавалось лишь за 2-3 месяца.

На первых порах при печатном стане работали два человека – батырщик и тередорщик. Совершенно очевидно, что в процессе создания первых московских изданий Федоров и Мстиславец делили эти должности между собой.

Черную краску для набивки варили в самой типографии из сажи, дорогую же киноварь покупали. Самым сложным процессом как раз и была двухцветная печать. В анонимных изданиях применялась московская техника печати за один проход. При этом всю форму покрывали черной краской, а с литер, предназначенных для красных отпечатков, ее аккуратно стирали, и кисточкой наносили киноварь. Позже перешли к двухпроходной печати сначала с двух разных форм, а затем с одной. Все федоровские издания напечатаны последним способом.

Перед печатью бумагу увлажняли на мокрой ткани, помогая ей лучше воспринимать краску.

Готовые оттиски собирали в тетради и каждую выколачивали деревянным молотком, не допуская увеличения толщины у корешка. Все собранные вместе тетради выравнивали в тисках, после чего обрезали. В парадных изданиях (для подношение царю или патриарху) обрез золотили или окрашивали краской. Для сшивания чаще всего использовали конопляные нитки в несколько сложений. Переплетными крышками служили доски, обтянутые тканью или кожей. Как правило, в ход шли кожи телячьи или овечьи, реже конские и козьи.

Кожаный переплет нередко украшали тиснением с помощью специального штампа.

Завершалось книжное творение прикреплением к переплету застежек и угловых накладок. Именно эти застежки и помогали продлить жизнь произведениям полиграфического искусства.

За исключением поворота винта станка для прижатия печатного листа к форме все операции делались вручную. А ведь была еще редакторская, корректорская, литературная и художественная работа! Какой же титанический труд вкладывали первопечатники в свое произведение! Изо дня в день в течение года самоотверженно продвигались они к воплощению своего дерзновенного замысла. Помогали им в этом не только талант, но и высокая сила духа

http://www.edu.ru/index.php?page_id=189

А вот про типографскую краску

Похоже самая простая часть технологии :)
Обратим внимание, что состав краски нетоксичный, не то, что сейчас :)

Хорошая типографская краска должна иметь блестящий цвет, быть однородной, прочной, долговечной. Она должна быстро сохнуть, легко смываться со шрифта, не расплываться на бумаге, не пропитывать бумагу насквозь, не иметь неприятного запаха. 
Для типографской краски берется самое лучшее льняное масло, так как плохие сорта дают рыжий тон и имеют неприятный запах. Очистка масла производится продолжительным нагреванием с 3%-ной крепкой серной кислотой. Нагревание ведется при температуре не свыше 100|С. Затем масло отстаивается, сливается без осадка и промывается теплой водой до исчезновения последних следов серной кислоты, что испытывается лакмусовой бумажкой. Очищенное таким образом масло имеет светло-желтый цвет при совершенном отсутствии запаха. 
При варке надо иметь в виду, что очищенное серной кислотой масло кипит очень бурно, поэтому желательно принять все меры, чтобы сбежавшее масло не коснулось пламени. Во избежание этого котел надо наполнять не более, чем до половины. Нагревание идет быстро, и масло закипает, издавая при клокотании особый дребезжащий звук, производимый улетучивающимися из масла водяными парами. 
Когда масло освободится от воды, оно будет кипеть спокойнее, постепенно темнеть и густеть. При дальнейшем нагревании масло начинает разлагаться на газы (пары). Сначала пузырьки появляются в более нагретых местах, т.е. у стенок котла. Затем масло вспучивается, распространяя острый, неприятный запах продуктов разложения. В это время нужно следить за маслом, чтобы предупредить образование внутри массы больших пузырей газа, которые могут выбросить масло из котла. 
Если топка не допускает быстрого уменьшения огня, то нужно наливать масла меньше, а часть его держать в запасе, чтобы вливанием холодного масла можно было охладить слишком сильно кипящее масло в котле. Регулируя нагревание масла так, чтобы масло кипело медленнее и не выкипало из котла, надо уваривать его до тех пор, пока охлажденная капля масла не будет растягиваться между пальцами в нити до 10 см в длину. Когда это будет достигнуто, олифа готова и ей дают охладиться. 
Чем крупнее должна быть печать (например, для афиш) и чем скорее должна сохнуть краска (например, для газет), тем меньше следует уваривать олифу. Для художественной печати олифа уваривается гуще и поэтому краска дороже. 
При варке олифы для типографской краски можно добавлять к ней некоторые вещества, такие как, например, сосновая смола, сокращающая время уваривания, или мыло, придающее краске свойство легче смываться со шрифта, или парижская синь, придающая черной краске лучший тон. Все эти примеси должны быть в совершенно очищенном, сухом и измельченном виде. Добавляются они к олифе, когда начинается разложение масла и у стенок котла появляются мелкие пузырьки. На 50 частей масла берут 20 частей смолы, пять частей мыла и 0,5 части парижской сини. С такими примесями олифа называется типографским лаком. 
Иногда дорогое льняное масло при варке типографского лака заменяют более дешевыми продуктами: 1) конопляным маслом, причем продукт выходит не хуже, но имеет неприятный запах, и 2) смоляным маслом, которое в последнее время стали добывать в больших размерах перегонкой дешевых смол, причем получаются довольно дешевые типографские краски. 1000 частей смоляного масла, 400 частей смолы, 100 частей мыла. 


Хотелось бы сказать несколько слов и о типографской краске. Кто не ощущал ее запаха, например, вынимая утром из почтового ящика свежие газеты? Что же такое типографская краска? Она состоит из пигмента и связующего материала. Пигментом является мелкодисперсный порошок определенного цвета. В качестве наиболее распространенного черного пигмента используют сажу. Иногда для создания оттенков к саже в связующем веществе добавляют краситель (неорганический или органический). В состав связующих материалов входят по одному или в смеси: растительное масло, касторовое масло, воск, эфиры целлюлозы и др. В краски вводят сиккативы – соли свинца (II), марганца (II), кобальта (II), способствующие ускорению высыхания. Консистенцию пасты краски регулируют разбавителями, а специальными добавками добиваются снижения липкости и устранения «выщипывания» бумаги, что приводит к порче ее поверхности. Среди добавок наиболее распространены ланолин, жир, мыло, сало и их комбинации с различными маслами, асфальтом и смолами. Следует отметить, что клееные, пропитанные и покрытые бумаги хуже поглощают типографскую краску и потому дольше высыхают.

В производстве красок для офсетной и высокой печати помимо уже названных пленкообразователей и разбавителей используются также растительные масла - химические соединения глицерина с различными жирными кислотами. Растительные масла классифицируют по их высыхаемости на высыхающие (например, льняное, тунговое), полувысыхающие (например, соевое, рапсовое) и невысыхающие (например, кокосовое, касторовое). Степень высыхаемости непосредственно характеризуется йодным числом. Высыхающие растительные масла образуют при взаимодействии с кислородом эластичные пленки. Масла должны быть подвергнуты рафинированию и дезодорированию. Льняное масло получают из льняных семян путем прессования (содержание масла -30-40 вес. %).

Для повышения вязкости до уровня полимеризованного масла льняное масло нагревается до 300 ?С и затем медленно охлаждается. За счет продолжительного времени отстоя желеобразные загрязняющие примеси осаждаются и могут быть отфильтрованы. На сегодняшний день щелочное рафинирование является важнейшим методом очистки, однако распространено и кислотное рафинирование. Полимеризованные масла производят методом продувания через льняное масло большого количества воздуха при температуре 100-140 ?С. Полимеризованное льняное масло имеет каштановый цвет, обладает свойством более быстрого высыхания, более высокой вязкостью и лучшей смачивающей способностью.

Для получения дегидратированного касторового масла нерафинированное масло нагревают до температуры примерно 280 ?С. Катализатором служит серная кислота.

Поскольку нет растительных масел с таким большим, по сравнению с минерально-масляными разбавителями, количеством достоинств с точки зрения растворяющей способности, вязкости и границы кипения, то они не могут во всех случаях равнозначно заменить минерально-растительные разбавители.

http://www.paperandlife.com/journal/a0102/articles85.html




А пресс, похоже, деревянный. Да еще, судя по всему, 4 страницы за один оттиск делается

А что это за странные "пули" лежат на полу и внутри пресса?

Эскизы вторая часть

Вот так может выглядеть приспособление для отлива литер разной ширины, но не высоты. Именно для этого Гутенберг использовал Г-образный элемент. 

Церковнославянский шрифт

А Федорову было сложнее, чем Гутенбергу - русский шрифт сложнее латинского. Вот читаем и смотрим

Произведения полиграфического искусства Западной Европы попали на Русь уже вскоре после изобретения Иоганна Гутенберга. Однако собственные работы появились заметно позже. Книгопечатание в Москве началось в 50-х годах XVI в. Первая типография работала в доме священника Сильвестра, автора <<Домостроя>>. Известно 7 выпущенных ей изданий: три Четвероевангелия, две Псалтыри и две Триоди

Перекрещивание строк в русском наборе

В 1563 г. начала свою деятельность первая государственная типография, в которой работали Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Работа над первой точно датированной русской печатной книгой -- Апостолом -- велась с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г. Особенностью русских шрифтов было было использование отдельных от основных литер надстрочных знаков. Это позволяло искусно имитировать облик рукописной книжной полосы5. Типографского сплава из свинца, сурьмы и олова (гарта) в ту пору на Руси не знали. Для литья шрифтов использовали олово, поэтому литеры не выдерживали печати больших тиражей

Вот так выглядит скан книги 1761 года. все-таки буквы разной ширины:

Заодно надо узнать насчет разных цветов, и видно, что буквы разной ширины.

В 16м веке сталь на Руси отливали

Или выковывали, но вот не знаю как обрабатывали. Можно ли выточить пуансон или его отливали? Интересно, какие были технологии обработки поверхностей? можно ли получить гладгую и ровную поверхность, да еще в Г-образной делали

Ссылки по переплету

В основном технология французского переплета

неділя, 1 лютого 2009 р.

Мысли в виде эскизов



ВОт так может выгладеть форма для литья литер. К сожалению, начертательная геометрия и инженерная графика была в 1991-1992 году. Практически все позабывал. Прошу не бить. Мысли о:
Разборная форма для литья из латуни - вверху
Основание для нее, не предуспатривающее изменение ширины литеры - внизу. Посередине, на основании лежит съемный элемент с матрицей - на нем пунктиром проекция отверстия под литье литеры. На этой проекции и надо высекать пуансоном букву. 
Проблема - устройство не предполагает изменения ширины литеры. 

Ссылки по производству сталей на Руси

http://www.hunter.ru/access/rossiiskii_damask.htm - технологии производств мечей
http://www.referats.net/pages/referats/rkr/page.php?id=26828 - история литейного оборудования
http://revolution.allbest.ru/manufacture/000024024.html - история развития литейных технологий в России