понеділок, 2 лютого 2009 р.

А вот про типографскую краску

Похоже самая простая часть технологии :)
Обратим внимание, что состав краски нетоксичный, не то, что сейчас :)

Хорошая типографская краска должна иметь блестящий цвет, быть однородной, прочной, долговечной. Она должна быстро сохнуть, легко смываться со шрифта, не расплываться на бумаге, не пропитывать бумагу насквозь, не иметь неприятного запаха. 
Для типографской краски берется самое лучшее льняное масло, так как плохие сорта дают рыжий тон и имеют неприятный запах. Очистка масла производится продолжительным нагреванием с 3%-ной крепкой серной кислотой. Нагревание ведется при температуре не свыше 100|С. Затем масло отстаивается, сливается без осадка и промывается теплой водой до исчезновения последних следов серной кислоты, что испытывается лакмусовой бумажкой. Очищенное таким образом масло имеет светло-желтый цвет при совершенном отсутствии запаха. 
При варке надо иметь в виду, что очищенное серной кислотой масло кипит очень бурно, поэтому желательно принять все меры, чтобы сбежавшее масло не коснулось пламени. Во избежание этого котел надо наполнять не более, чем до половины. Нагревание идет быстро, и масло закипает, издавая при клокотании особый дребезжащий звук, производимый улетучивающимися из масла водяными парами. 
Когда масло освободится от воды, оно будет кипеть спокойнее, постепенно темнеть и густеть. При дальнейшем нагревании масло начинает разлагаться на газы (пары). Сначала пузырьки появляются в более нагретых местах, т.е. у стенок котла. Затем масло вспучивается, распространяя острый, неприятный запах продуктов разложения. В это время нужно следить за маслом, чтобы предупредить образование внутри массы больших пузырей газа, которые могут выбросить масло из котла. 
Если топка не допускает быстрого уменьшения огня, то нужно наливать масла меньше, а часть его держать в запасе, чтобы вливанием холодного масла можно было охладить слишком сильно кипящее масло в котле. Регулируя нагревание масла так, чтобы масло кипело медленнее и не выкипало из котла, надо уваривать его до тех пор, пока охлажденная капля масла не будет растягиваться между пальцами в нити до 10 см в длину. Когда это будет достигнуто, олифа готова и ей дают охладиться. 
Чем крупнее должна быть печать (например, для афиш) и чем скорее должна сохнуть краска (например, для газет), тем меньше следует уваривать олифу. Для художественной печати олифа уваривается гуще и поэтому краска дороже. 
При варке олифы для типографской краски можно добавлять к ней некоторые вещества, такие как, например, сосновая смола, сокращающая время уваривания, или мыло, придающее краске свойство легче смываться со шрифта, или парижская синь, придающая черной краске лучший тон. Все эти примеси должны быть в совершенно очищенном, сухом и измельченном виде. Добавляются они к олифе, когда начинается разложение масла и у стенок котла появляются мелкие пузырьки. На 50 частей масла берут 20 частей смолы, пять частей мыла и 0,5 части парижской сини. С такими примесями олифа называется типографским лаком. 
Иногда дорогое льняное масло при варке типографского лака заменяют более дешевыми продуктами: 1) конопляным маслом, причем продукт выходит не хуже, но имеет неприятный запах, и 2) смоляным маслом, которое в последнее время стали добывать в больших размерах перегонкой дешевых смол, причем получаются довольно дешевые типографские краски. 1000 частей смоляного масла, 400 частей смолы, 100 частей мыла. 


Хотелось бы сказать несколько слов и о типографской краске. Кто не ощущал ее запаха, например, вынимая утром из почтового ящика свежие газеты? Что же такое типографская краска? Она состоит из пигмента и связующего материала. Пигментом является мелкодисперсный порошок определенного цвета. В качестве наиболее распространенного черного пигмента используют сажу. Иногда для создания оттенков к саже в связующем веществе добавляют краситель (неорганический или органический). В состав связующих материалов входят по одному или в смеси: растительное масло, касторовое масло, воск, эфиры целлюлозы и др. В краски вводят сиккативы – соли свинца (II), марганца (II), кобальта (II), способствующие ускорению высыхания. Консистенцию пасты краски регулируют разбавителями, а специальными добавками добиваются снижения липкости и устранения «выщипывания» бумаги, что приводит к порче ее поверхности. Среди добавок наиболее распространены ланолин, жир, мыло, сало и их комбинации с различными маслами, асфальтом и смолами. Следует отметить, что клееные, пропитанные и покрытые бумаги хуже поглощают типографскую краску и потому дольше высыхают.

В производстве красок для офсетной и высокой печати помимо уже названных пленкообразователей и разбавителей используются также растительные масла - химические соединения глицерина с различными жирными кислотами. Растительные масла классифицируют по их высыхаемости на высыхающие (например, льняное, тунговое), полувысыхающие (например, соевое, рапсовое) и невысыхающие (например, кокосовое, касторовое). Степень высыхаемости непосредственно характеризуется йодным числом. Высыхающие растительные масла образуют при взаимодействии с кислородом эластичные пленки. Масла должны быть подвергнуты рафинированию и дезодорированию. Льняное масло получают из льняных семян путем прессования (содержание масла -30-40 вес. %).

Для повышения вязкости до уровня полимеризованного масла льняное масло нагревается до 300 ?С и затем медленно охлаждается. За счет продолжительного времени отстоя желеобразные загрязняющие примеси осаждаются и могут быть отфильтрованы. На сегодняшний день щелочное рафинирование является важнейшим методом очистки, однако распространено и кислотное рафинирование. Полимеризованные масла производят методом продувания через льняное масло большого количества воздуха при температуре 100-140 ?С. Полимеризованное льняное масло имеет каштановый цвет, обладает свойством более быстрого высыхания, более высокой вязкостью и лучшей смачивающей способностью.

Для получения дегидратированного касторового масла нерафинированное масло нагревают до температуры примерно 280 ?С. Катализатором служит серная кислота.

Поскольку нет растительных масел с таким большим, по сравнению с минерально-масляными разбавителями, количеством достоинств с точки зрения растворяющей способности, вязкости и границы кипения, то они не могут во всех случаях равнозначно заменить минерально-растительные разбавители.

http://www.paperandlife.com/journal/a0102/articles85.html




Немає коментарів:

Дописати коментар