вівторок, 3 лютого 2009 р.

Двухцветная печать - вощеная бумага. Ура :)

С утра до вечера пропадал Иван в своей печатне. Раненько утром, еще только петух пропоет, открывал он тяжелый замок тесной темной избы. Поглаживал печатный станок. Проверял стол с наборными досками и литерами металлическими, скамьи со стопками чистой бумаги. Снимал высохшие листы напечатанные, подвешенные под потолком для просушки на веревочке. Перекрестившись, принимался за работу. Брал шерстяной на длинной ручке мешочек — маца называется — обмакивал его в краску, набивал на укрепленную на нижней доске печатного станка форму, накладывал на форму чистый лист, нажимал на верхний рычаг и... с формы снимал отпечатанную страницу! Потом снова маца, лист, нажим, страница... И так до вечера. Но самое сложное было — печатать в две краски, в два прогона. Закрывал набранные литеры вощаной бумагой с «окошечками» для заглавных буквиц, отпечатывал их красной краской, потом снимал бумагу и отпечатывал остальные... Книги получались красивые, аккуратные. А главное — много да быстро можно книг печатать для просвещения старых да малых. Правда, бумага больно дорога. Привозили ее из Германии, из франкских и фряжских земель. Поэтому не дай Бог испортить страничку. Иван Фёдоров и не портил. Старался, как мог, чтоб «берега» — свободные пространства по краям страницы — были идеально ровные да белые, без единой неопрятной капельки. Да, «умом и старанием Бог не обидел...» Это дьякон Алексий точно приметил. А книги Ивана Фёдорова «Апостол», «Евангелие учительное» и «Азбука», созданная «ради скорого младенческого научения», и по сей день живы. С ними, с книгами этими чудесными, можно лично ознакомиться в Музее книги в Москве. Лежат они, большим толстым стеклом охраняемые от разрушительного действия времени, и берегут память об удивительном человеке, первопечатнике русском Иване Фёдорове, который жил, чтобы духовные семена, которые по свету рассеивал, и до нас долетели.


Заодно понятно, как наносили краску :)

2 коментарі:

  1. одной восковки при двухцветной печати не хватит - первый этап - затирка формы (скорее только в зоне красного) киноварью и печать красных инициалов, дальше смывка-протирка остатков красной краски, нанесение черной на всю форму и вторая печать на тот же лист, НО надо же как-то защитить уже напечатанный красный (да ещё не просохший)...
    Был ещё такой способ (но вряд ли на Руси):
    красная часть после накатки черного выдвигалась вперёд-вверх (естественно технически обеспечено конструкцией) - чёрный стирался, накатывался красный, часть задвигалась на место и печать в один прогон.

    По поводу пунсонов - что мешает на штифте иметь некоторые упоры-расширения которые бы упирались и не давали пунсону уходить глубже, кроме того могла бы быть приспособа-направляющая для того, чтобы пунсонвдавливался в матрицу под прямым углом, эта же приспособа могла бы и обеспечивать одинаковую глубину вдавливания.

    Виктор Харик

    ВідповістиВидалити
  2. Большое спасибо за комментарий.
    Думаю, что был какой-то простой способ. Скрость с которой печатали книги просто не должна была (по моим прикидкам) давать возможность печатать дольше чем пару мнут один лист в два прохода. Я пока остановился просто на вощеной бумаге, а значит будем экспериментировать. И так есть много "но", которые хотелось бы решить.

    ВідповістиВидалити